Человеческое поведение определяют гуны материального мира. Ежеминутно перед живым существом встает выбор — как поступить в ситуации, как нее отреагировать? И любое решение — это проявление инстинктов, заложенных в нас природой.
Слово «гуна» имеет два перевода — «качество» и «веревка». И оба значения объясняют суть всего происходящего.
Характеристика трех стихий
Все 3 гуны, наподобие веревки, прочно связывают человека, и удерживают его в непрерывном цикле смертей и перерождений. И без духовного внутреннего мира люди мало чем отличаются от животных.
Вся земная жизнь — это удовлетворение своих низменных чувств. Энергиями трех гун пропитано все земное существование. В их атмосфере люди общаются, работают, учатся, верят в Бога, воспитывают детей.
Гуны — элементы материальной природы, через них внутренняя сущность человека связывается с материей. И нет в мире ничего живого, что бы было свободным от этих привязанностей.
- Саттва — добродетель.
Это стремление к миру и познанию, духовному росту и просветлению. Те, в ком Саттва преобладает, очарованы и счастливы, но это ощущение счастья сковывает их гуной благости.
- Раджас — страсть.
Это динамика, борьба, желание материальных благ. Покуда человек одержим финансовым благосостоянием, он вынужден трудиться, двигаться вперед. Но гуна очень неустойчива — рано или поздно усталость приведет человека к добродетели или невежеству (т.е. в Саттву или Тамас).
- Гуна тамас — невежество.
Это разрушение, апатия, депрессия, страдание, бездействие. Она противоположна гуне страсти. Такой человек не интересуется ни материальной, ни духовной жизнью. Любая его деятельность не приносит пользы ни ему самому, ни окружающим.
Сочетание гунн — это прочная и толстая веревка, свитая из трех потоньше. Эта смесь порождает все разнообразие и многоликость окружающего мира.
Гунны страсти и невежества преодолеваются с помощью добродетели. Если человек не пытается побороть в себе Раджас, то в нем крепнут жадность, вожделение и похоть. Не уничтожив Тамас, человек живет в мире иллюзий, одолеваемый равнодушием, ленью и слабостью.
Парадокс, но Саттву нужно тоже преодолевать, иначе можно потеряться в мире иллюзий, забыв о практике. Освобождения можно достигнуть, лишь избавив свою природу от всех 3 гун.
Как бороться со своими страстями
У человека всегда есть выбор. Хотя люди и считают, что все их действия — их собственная воля, но это не так.
Три гунны — это законы природы, которым человек подчиняется, покуда не осознал, что он — это бессмертная душа, а не просто разум и тело.
Все страдания и радости связаны с рождением, успехами, болезнями, старостью, смертью нашей оболочки. Даже человеку в Саттве это не чуждо, что уж говорить об остальных.
Причина своих бед — сам человек. Стереотипы, удобства, привязанности — все это облегчает нашу жизнь. Реальность для людей — это накопление благ и плотская страсть. Но наша настоящая жизнь — это вечность.
Хороший способ начать просветление — практики бхакти-йоги. Начало пути — это избавление от невежества и страсти, т.е. утверждение в гуне благости. Хотя она и часть земной реальности, но послужит хорошим стартом для продвижения вперед. Затем Саттва-гуну нужно развивать. Индивид должен постичь две истины:
- сознание развивается великими трудами и стремлениями, бездействие никуда не приведет;
- цель существования — любовь к Богу (ведь Он — это все сущее, в том числе и сам человек).
Конечно, специально этого не постичь, ведь нельзя себя заставить верить в Бога. Нет необходимости и уходить в лес, круглосуточно молиться. Нужно трудиться, и просветление придет само, а как жить далее — подскажет душа.